На главный сайтПервая страница базы данныхНовые поступленияСтруктурный каталог / А-ЯТематический каталог / А-Я |
База данных ФОМ > Алфавитный перечень категорий > Р В РІР‚в„ў > Все ФОМ-Инфо за 2003 г. > Выпуск 27 от 17 июля 2003 г.
17.07.2003, Петрова А.С. Имидж нефтяной компании ЮКОС Как показал опрос, о нефтяной компании ЮКОС знают или хотя бы что-то слышали 67% россиян. Среди жителей мегаполисов, включая Москву, и больших городов этот показатель составляет 75 - 77%. Причем у 20% наших сограждан сложилось положительное отношение к ЮКОСу, у 17% - отрицательное. Заметный перевес позитивных оценок наблюдается среди участников опроса моложе 35 лет (32:7), респондентов, имеющих высшее образование (26:18), а также у сторонников "Единой России" (27:13) и В.Путина (24:13). Отрицательное отношение к ЮКОСу преобладает лишь у приверженцев КПРФ (11% относятся хорошо, а 24% - плохо) и "голосующих" за Г.Зюганова (8:26). Заявившие о хорошем отношении к ЮКОСу объясняют свою позицию тем, что, с их точки зрения, эта компания играет значительную роль в развитии экономики России: пополняет бюджет налогами, обеспечивает страну топливом, создает новые рабочие места, привлекает инвестиции ("работают во благо России"; "снабжает хорошо бензином"; "налоги большие в казну платят"; "помогает многим тысячам людей зарабатывать неплохие деньги"; "дает людям работу") - 5%. Такая же доля опрошенных отмечает, что ЮКОС - это успешная компания, производящая качественную продукцию ("процветающая компания"; "достаточно успешная компания с правильной политикой"; "качество бензина хорошее"). 2% респондентов говорят, что им нравится социальная политика ЮКОСа. С одной стороны, сотрудники компании получают хорошую зарплату, с другой -оказывается помощь пенсионерам, детям, учебным заведениям и т.д. ("выдвигают социальные программы"; "они занимаются благотворительностью"; "они помогают МГУ как спонсоры"). Другие (2%) мотивировали свое положительное отношение, ссылаясь на в целом позитивный образ ЮКОСа ("слышала о них только положительное"; "умные, профессионалы, знают что делают"). Некоторые (1%) судят обо всей компании по работе автозаправок ЮКОСа, где высокий уровень обслуживания, качественный бензин и "реальные цены" ("заправки хорошо работают"; "дешевле цены, чем у «Лукойла»"; "европейский стандарт обслуживания"). Респонденты, отрицательно относящиеся к ЮКОСу, чаще всего говорят не о тех или иных конкретных недостатках этой компании, а просто утверждают, что "крупные компании, - это всегда воровство" и что "нефть должна принадлежать государству", т.к. "дары природы - общие" ("все недра должны принадлежать государству"; "не сеял, не пахал, а все его - откуда?") - 7%. Продолжают эту мысль респонденты (3%), которые уверены, что компании вроде ЮКОСа "грабят народ" и недра Родины ("боюсь, что Россия останется без нефти"; "распродает страну, ее богатство"; "жируют за счет народа"; "не оказывают реальной помощи населению"). Словом, "пользы для России от них мало" (1%). 2%, отвечая на этот вопрос, припомнили ЮКОСу, что "бензин подорожал". Таким образом, позитивное отношение к компании демонстрируют респонденты, которые имеют определенное представление о ее деятельности, негативное же - те, кто просто не любит все крупные и вообще частные фирмы, руководствуясь принципом "все они - воры". Этот вывод подтверждает и распределение ответов на закрытый вопрос о том, отличается ли ЮКОС - и если отличается, то в лучшую или в худшую сторону - от других российских компаний. (Напомним: вопрос задавался только тем, кто знает или что-то слышал о ЮКОСе). 24% респондентов не видят никаких отличий, 26% затруднились ответить на этот вопрос. А среди тех, кто как-то выделяет ЮКОС из общего ряда, большинство отмечают позитивные отличия (13%) и только 4% - негативные. Фонд "Общественное мнение". Всероссийский опрос городского и сельского населения. 12 июня 2003 года. 1500 респондентов.
|
|